РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ФАН РЕЙН

1606-1669

Возвращение блудного сына

Ок. 1663 г. Холст, масло. 262 X 205 см.

Справа и внизу добавлены полосы по 10 см. Слева внизу. В. Ryn f.

Рембрандт Харменс Фан Рейн. Возвращение блудного сына / www.kulturamira.ru "Возвращение блудного сына" — одно из поздних, может быть, одно из последних произведений Рембрандта. Глубоко человечная по содержанию, совершенная по строгости и выразительности формы, эта картина является не только завершением творческого пути художника, но и величайшим шедевром мирового искусства.

Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающуюся ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Проведя жизнь, полную мытарств и позора, разоренный, оставленный неверными друзьями, он, наконец, решает вернуться в отчий дом, где находит прощение, любовь и отдых.

Запечатлен первый момент свидания. Охваченный раскаянием и стыдом, сын упал перед отцом на колени. Тело юноши прикрыто ветхими лохмотьями, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его обритая голова. Он ощутил ласковое прикосновение отцовских немощных рук, в блаженстве прикрыл глаза... Отец и сын еще не говорили друг с другом, но для примирения им уже не понадобятся слова.

Идея любви к обездоленному и страдающему человеку воплощена в лаконичной и предельно выразительной композиции. В картине доминируют строгие вертикали стоящих фигур, спокойных и величавых. Одеяния отца ниспадают широкими складками, очертания его фигуры полностью включают в себя контуры тела сына, что еще более подчеркивает их неразрывную духовную объединенность и придает группе особую монументальность. Освещение и колорит картины нерасторжимо связаны. В жарком горении красок, вызванных к жизни светом, фигуры как бы вырастают из темноты, и среди приглушенных зеленовато- и красновато-коричневых тонов окружения, в луче света, наиболее ярко выделяется красный плащ отца. Живопись в картине приобрела широту и свободу. В освещенных местах краска наложена выпукло-шероховато, часто не кистью, а шпателем или даже пальцем. Красочная поверхность, кажущаяся вблизи хаосом разнообразной формы мазков, становится на расстоянии выразительной и сверкающей.

Тема возвращения блудного сына давно интересовала Рембрандта. Он неоднократно обращался к ней в офорте и рисунке.

Картина "Возвращение блудного сына" впервые упоминается в документах 1742 года. Для Эрмитажа она была приобретена в Париже, у герцога д'Амезюна в 1766 году.