Сибирская коллекция Петра I

Золотая застежка Львиный грифон, терзающий коня. Сибирь / www.kulturamira.ru Зарождение эрмитажной коллекции золота восходит к петровскому времени. В конце XVII века в приалтайских степях, между Иртышом и Обью, появились "бугровщики" — искатели ценностей в надмогильных курганах, или, как их тогда называли, "буграх". Грабители расхищали богатые захоронения эпохи ранних кочевников, содержавшие золотые украшения. Многие предметы погибли навсегда, так как были переплавлены в слитки.

Некоторые золотые предметы, найденные в сибирских курганах попали к уральскому горнозаводчику Никите Демидову, который в 1715 году преподнес их Петру I, в подарок новорожденному царевичу "на зубок". Своеобразные памятники заинтересовали Петра I. В 1721 г. появился царский указ (первое в истории России распоряжение по охране памятников старины), предписывавший собирать "старые вещи", делать чертежи "как, что найдут" и пересылать их в Петербург:

Предметы, находящиеся в Сибири, покупать губернатору или кому надлежит настоящей ценой и, не переплавляя, присылать в Мануфактур коллегию, и об оных докладывать Его Величеству".

Вслед за этим указом в столицу начали поступать все новые и новые находки. Так возникло уникальное собрание золотых художественных изделий VI—I веков до н. э., известное под названием Сибирской коллекции Петра I. В 1726 году коллекция, содержавшая ок. 250 золотых предметов, относящихся к середине I тысячелетия до н.э., была передана в Кунсткамеру — первый российский музей, основанный в Петербурге. В 1858 году эта Сибирская коллекция Петра I поступила в Эрмитаж. Ее основу составили художественные изделия VII-II веков до н.э., обнаруженные в курганах Западной Сибири.

Сохранилось более двухсот пятидесяти великолепных украшений — ажурные парные пряжки и застежки, спиральные пружинящие гривны (шейные обручи) и браслеты, перстни и серьги, а также бляхи от конской сбруи. Все эти изделия, поражающие бесконечным разнообразием форм, оригинальностью художественного решения и применением сложных технических приемов, свидетельствуют о высоком уровне мастерства их творцов. Большинство застежек, блях — литые с дополнительной обработкой поверхности изделий резцом. Браслеты и гривны сделаны из проволоки, полученной путем равномерного вытягивания, или пластинчатых трубок со спаянными краями. В мелких ювелирных украшениях широко использована зернь — напаивание на поверхность предмета крохотных капелек золота. Инкрустация из цветной пасты и самоцветов — бирюзы, сердолика, кораллов, жемчуга — придает изделиям красочность и нарядность.

Среди декоративных мотивов преобладают образы различных животных, в том числе и фантастических, являвшихся в представлении их создателей могучими властителями всего сущего.

Одним из лучших изделий является ажурная застежка с рельефами, изображающими крылатого хищника с рогами - львиного грифона, терзающий коня. Произведение захватывает остротой сюжета, живостью сцены, выразительностью фигур. Удивительно верно передан разъяренный хищник, энергичному движению которого противопоставляется безжизненное тело поверженного коня. Вместе с тем обращает на себя внимание условность поз животных и орнаментальная стилизация деталей: уши коня и грифона с завитком, хребет выделен веревочным шнуром, плечи и бедра подчеркнуты цветными вставками в фигурных ячеях. Все эти изобразительные приемы составляют своеобразие и оригинальность так называемого сибирского звериного стиля.

Золотая застежка со сценой отдыха в пути. Сибирь / www.kulturamira.ru Золотой браслет. Сибирь / www.kulturamira.ru

Особо большой интерес вызывает пара блях-застежек с воспроизведением сцены, являющейся как бы иллюстрацией к одной из древнейших алтайских поэм, сохранившейся до наших дней в тюрко-монгольском эпосе. В ней рассказывается, что богатырь Козын-Эркеш был убит врагами под тополем и изрезан на мелкие части. Однако его жене и другу удалось вернуть ему жизнь. Отражение старинной народной поэмы в искусстве ранних кочевников свидетельствует о том, что она возникла и была распространена уже в те далекие времена. Золотые застежки примечательны и в художественном отношении. При всей статичности композиции в целом живая острая наблюдательность мастера проявилась в точной детальной передаче местного этнического типа людей (монголоидного) и характера их одежды.

Сцены борьбы зверей — волки, терзающие горных баранов и лошадь, — составляют основу трех фризовых композиций массивного ажурного браслета с несомкнутыми краями. Это украшение отличается от большинства браслетов Сибирской коллекции не только своей формой, но и техникой исполнения. Все три фриза отлиты отдельно, а затем спаяны посредством тонких витых проволочек.

Кладоискательские раскопки в Сибири предшествовали появлению в России археологии — науки, воссоздающей историческое прошлое человечества по вещественным памятникам.