www.KulturaMira.ru

 

 

Шедевры Эрмитажа / голландские и фламандские мастера XIV—XVIII веков

ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ

1489/94-1533

Исцеление иерихонского слепца (триптих)

Холст, масло, переведена с дерева. Средняя часть 113,5 X 150,5, боковые створки 89 х 32,5 см (каждая).

Лука Лейденский «Исцеление иерихонского слепца». Фрагмент / www.kulturamira.ru Картина Луки Лейденского «Исцеление иерихонского слепца», написанная им незадолго до смерти,— своеобразный итог его творческой деятельности. Она мало похожа на религиозные композиции предшествующей эпохи. В ней нет ни молитвенного настроения, ни торжественных репрезентативных фигур святых. Подобно многим нидерландским живописцам начала XVI века, Лука Лейденский стремился порвать с традициями искусства прошлого и больше, чем кто-либо из современников, был охвачен поисками новых изобразительных форм, нового художественного языка. Творческий путь мастера сложен, извилист, изобилует периодами успехов и неудач. Он не остался в стороне от увлечения искусством Италии, и триптих «Исцеление иерихонского слепца» свидетельствует о знакомстве с наследием мастеров итальянского Ренессанса. Многое заимствовано и у немецких собратьев, в частности у Дюрера. Но главное, что составляет прелесть картин Луки Лейденского,— острый интерес к миру, внимательное изучение действительности. Художник трактует евангельский сюжет как жанровую тему, превращает его в занимательный рассказ, изобилующий живыми сценками.

Внимание зрителя привлекают подвижные, взволнованно жестикулирующие фигуры людей, одетых в яркие костюмы XVI века. Движение рук, поворот тела, мимика лица каждого персонажа остроиндивидуальны. Одни ожидают чуда с нетерпением, другие — со спокойной уверенностью, третьи сомневаются в его возможности и беседуют о том, что может произойти. Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине, и не выделяется из окружающей его толпы.

Слева, среди зрителей, Лука Лейденский изобразил мужчину в красной шапке, с интересом наблюдающего за происходящим. В облике этого человека — большое сходство с «Автопортретом» Луки Лейденского из Брауншвейгского музея и, в особенности, с рисунком Дюрера 1521 года, воспроизводящим Луку (Музей в Лилле). Возможно, художник поместил автопортрет, что часто встречалось в произведениях нидерландской школы еще в XV веке. Если это предположение верно, то мы имеем здесь самое позднее изображение Луки Лейденского, умершего через два года после создания триптиха.

Колорит картины светлый и звучный. Выделяясь на фоне темно-зеленой растительности, красные, желтые, синие, зеленые одежды действующих лиц создают пестрое, радующее глаз зрелище. Контрасты освещенных и затененных участков определяют пространственную глубину композиции.

На боковых створках триптиха художник изобразил фигуры воина и юной девы, которые держат в руках гербы заказчиков работы.

предыдущая картина ... следующая картина

 

Итальянское искусство XIV—XVIII вв.


Испанская живопись XVI—XVII вв.


Немецкое искусство XVI-XIX вв.


Нидерландское искусство XV—XVII вв.


Французская живопись XVII—XVIII вв.


Импрессионисты



Ювелирные изделия в Эрмитаже - Особая кладовая


Произведения искусства Древней Руси VI-XIII вв.


Произведения периода Московского государства (XIV-XVII вв.)


Произведения искусства античного мира

Произведения искусства Востока


 

Главная  | О проекте  | Контакты  | Ссылки

© Все права сохранены. KulturaMira.ru