Французское искусство XVII—XVIII веков

Собрание французской живописи в Эрмитаже дает представление об искусстве в этой стране почти на всем пути его моногвекового развития, и наиболее богато картинами XVII — XVIII веков, а также последней четверти XIX — начала XX столетия.

Сотни картин наиболее известных художников характеризуют основные этапы развития, различные стили и художественные направления, давая в совокупности такой яркий обзор художественной жизни, что коллекция французской живописи в Эрмитаже по достоинству считается наилучшей из числа находящихся за пределами самой Франции.

Серебристая по колориту картина Луи Ленена. Семейство молочницы" принадлежит к лучшим работам художника, чье творчество посвящено суровой простоте крестьянской жизни. Пуссен, в искусстве которого воплотились лучшие стороны классицизма, с его культом благородного и возвышенного, разумного и упорядоченного, представлен на сайте картиной "Танкред и Эрминия", волнующей зрителя живописными достоинствами и своей нежной поэзией. Коллекция позволяет хорошо изучить творчество Клода Лоррена, мастера классического пейзажа. К шедеврам художника принадлежит "Утро" — одна из четырех картин цикла. Времена суток". В творчестве крупнейшего живописца XVIII века Ватто острая и тонкая наблюдательность переплетается с поэтической мечтательностью. В небольшой картине "Савояр" увлечение фламандской традицией сочетается с живыми наблюдениями действительности. "Актеры французской комедии" — одно из многих произведений художника на тему современной ему театральной жизни.

В середине XVIII века поверхностному и легкомысленному изяществу даровитого Буше противостояло реалистическое искусство Шардена, в работах которого отражена повседневная жизнь третьего сословия. Фрагонар, виртуозный живописец, блестяще владевший светотенью, фривольный, как его учитель Буше, и поэтичный, как Ватто, много изучавший итальянских и голландских мастеров, представлен в Эрмитаже тремя картинами, самая известная из них — "Поцелуй украдкой". В этом позднем произведении, умело скомпонованном, живопись приобрела холодноватую гладкость, сменившую свободу и легкость его более ранних картин. Крупнейшему представителю классицизма Энгру в собрании принадлежит великолепный по характеристике, композиционному построению и изысканности красочных сочетаний "Портрет графа Н. Д. Гурьева". Так же, как Энгр, только одной стороной своего сложного и противоречивого творчества, представлен и глава романтической школы — Делакруа. Обе эрмитажные картины относятся к числу работ, написанных им под влиянием красочной жизни Востока, когда колорит приобретает особую интенсивность, а трактовка сюжета становится предельно взволнованной и напряженной.

Французский пейзаж достиг своего расцвета в XIX веке, в произведениях художников Барбизонской школы. Ее основоположнику Т. Руссо в собрании принадлежит восемь картин раннего периода, из них довольно редкий в его творчестве городской пейзаж, отличающийся характерными для художника трезвым объективизмом и пристальным вниманием к деталям; эти особенности роднят произведения Руссо с голландским пейзажем XVII века. К группе барбизонцев, наряду с Дюпре, Диазом де ла Пенья, Тройоном и Добиньи, о которых эрмитажное собрание дает исчерпывающее представление, относится и Милле, изображавший трудовую жизнь деревни. Особое место занимает Коро, лишь отчасти связанный с барбизонцами; его поэтическому творчеству, проникнутому мечтательной созерцательностью, чужд трезвый объективизм других художников этой группы.

Луи Ленен "Семейство молочницы"

Никола Пуссен "Танкред и Эрминия"

Клод Лоррен "Утро", сюжет картины

Антуан Ватто "Савояр с сурком"

Антуан Ватто"Актеры французской комедии"

Франсуа Буше "Пигмалион и Галатея"

Жан Батист Симеон Шарден "Молитва перед обедом"

Жан-Оноре Фрагонар "Поцелуй украдкой"

Жан-Огюст-Доминик Энгр "Портрет графа Н. Д. Гурьева"

Эжен Делакруа "Марокканец, седлающий коня"

Камиль Коро "Пейзаж с озером"

Теодор Руссо "Рынок в Нормандии"

Жан-Франсуа Милле "Крестьянки с хворостом"