www.KulturaMira.ru

 

 

Шедевры Эрмитажа

Испанское искусство XVI—XVII веков

Коллекция испанской живописи в Эрмитаже обладает большой ценностью благодаря высокому качеству представленных в ней работ, и состоит в своем большинстве из композиций крупнейших художников Испании XVII века.

Художественной жизни Испании присуща своеобразная, обусловленная географическими, историческими и политическими факторами мозаичная структура. Именно эта особенность затрудняет создание стройной, строго упорядоченной картины развития испанского искусства в средние века и эпоху Возрождения. Ее истоки следует искать прежде всего в региональной разобщенности областей Пиренейского полуострова, представлявших собой в средние века обособленные феодальные государства со сложившимися социальными и культурными традициями. Вместе с тем редкая пестрота явлений, их несплавлениость, отсутствие стилевого единства объясняются тем, что искусство Испании, запаздывая в своем развитии, осваивало этапы, последовательно пройденные другими странами, как бы в ускоренном темпе, что приводило к уплотнению исторического процесса, к совмещению различных стадий, к слиянию черт архаизма и новых завоеваний. Подобный тип эволюции отличает всю испанскую культуру XVI века.

Можно сказать, что только в XVII столетии основные этапы становления, расцвета и упадка испанской живописи не только согласуются с общей периодизацией искусства данного времени, но в большей степени, чем раньше, формируются в русле общих художественных закономерностей эпохи.

Здание испанской культуры, которое воздвигалось на сложнейшем субстрате, вместило в себя традиции разных народов, сменявших друг друга на древней иберийской земле. Судьбы этой культуры складывались иначе, чем в других странах Европы.

Богатое средневековое искусство, причудливо смешавшее традиции Запада и Востока, не отлилось в такие целостные формы, как, например, готика Франции и Германии. Испания не знала в искусстве столь мощного ренессансного движения, которое было пережито Италией, Нидерландами и Германией. До сих пор сложнейшей научной проблемой остается объяснение небывалого расцвета испанского искусства в XVII веке, в крайне неблагоприятных условиях упадка государства и всеобщего разорения.

Исследование исторически обусловленных проблем и противоречий культуры Испании на протяжении каждого из этапов — будь то средневековье, Ренессанс или XVII век — является насущной задачей современной науки. Между тем ни одна европейская страна не окружена столь плотным ореолом стереотипных представлений, как Испания. Это касается не только облика страны, но в значительной мере ее истории, культуры, искусства, особенно отдаленных эпох. Так, испанское средневековье, якобы озаренное пылающими кострами инквизиции, давно стало синонимом чего-то крайне зловещего, фанатически-изуверского. Однако первое публичное аутодафе состоялось только 6 февраля 1481 года в Севилье, на пороге XVI века и на фоне эпохи Возрождения, и этому мрачному акту в Испании предшествовали многовековое развитие средневекового общества и народной культурной традиции.

Средневековое искусство Испании шло своим путем и вместе с тем сближалось с искусством других стран Европы, обогащалось художественным опытом Франции, Италии, Нидерландов. Развитие Испании в русле относительно единой культурной общности западного средневековья, подкрепляемое различными формами этой общности,— закономерное явление эпохи. Гораздо сложнее, если взглянуть на развитие испанского искусства с позиций более широких художественных связей, то, что Испания наряду с Португалией была единственной страной Европы, где издавна существовало тесное взаимодействие традиций искусства Запада и Востока.

Самобытный художник, творчество которого ассимилировало различные традиции, в том числе греческой иконописи и венецианской живописи XVI века, Эль Греко остался одинокой фигурой в испанском искусстве.

Искания мастеров XVII века шли в другом направлении. Портрет был единственным жанром светсткой живописи, получившим широкое распространение. В искусстве доминировала религиозная тематика. Религия пропитывала все сферы жизни испанцев и глубоко укоренилась в их мировосприятии. Однако библейские сцены изображались испанскими художниками исключительно в современной им реальной действительности, будто в попытке примирить ее с религиозным идеализмом. К композициях религиозной тематики они воссоздавали образы своих современников, их быт, жизнь Испании той эпохи. Испанской живописи XVII века характерна верность натуре, конкретность художественного языка, и неудивительно, что в религиозном искусстве этого периода были сделаны важные реалистические завоевания.

Вершиной испанской живописи XVII столетия явилось творчество севильского художника Диего Веласкеса. В Эрмитаже находится одно из ранних его жанровых произведений «Завтрак».



Доменико Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» / www.kulturamira.ru

Доменико Эль Греко
«Апостолы Петр и Павел»

Доменико Эль Греко «Портрет поэта Алонсо де Эрсилья-и-Суньига» / www.kulturamira.ru

Доменико Эль Греко
«Портрет поэта Алонсо де Эрсилья-и-Суньига»

Диего Веласкес «Завтрак» / www.kulturamira.ru

Диего Веласкес
«Завтрак»

Диего Веласкес «Портрет графа Оливареса» / www.kulturamira.ru

Диего Веласкес
«Портрет графа Оливареса»

Антонио Переда «Натюрморт» / www.kulturamira.ru

Антонио Переда
«Натюрморт»

Франсиско де Сурбаран «Отрочество Богоматери» / www.kulturamira.ru

Франсиско де Сурбаран
«Отрочество Богоматери»

Франсиско де Сурбаран «Святой Лаврентий» / www.kulturamira.ru

Франсиско де Сурбаран
«Святой Лаврентий»

Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов» / www.kulturamira.ru

Бартоломе Эстебан Мурильо
«Поклонение пастухов»

Бартоломе Эстебан Мурильо «Непорочное зачатие» / www.kulturamira.ru

Бартоломе Эстебан Мурильо
«Непорочное зачатие»

Бартоломе Эстебан Мурильо «Мальчик с собакой» / www.kulturamira.ru

Бартоломе Эстебан Мурильо
«Мальчик с собакой»

Бартоломе Эстебан Мурильо «Благословение Иакова Исааком» / www.kulturamira.ru

Бартоломе Эстебан Мурильо
«Благословение Иакова Исааком»

Бартоломе Эстебан Мурильо «Сон Иакова» / www.kulturamira.ru

Бартоломе Эстебан Мурильо
«Сон Иакова»

  Бартоломе Эстебан Мурильо «Отдых на пути в Египет» / www.kulturamira.ru

Бартоломе Эстебан Мурильо
«Отдых на пути в Египет»

Бартоломе Эстебан Мурильо «Непорочное зачатие» / www.kulturamira.ru

Бартоломе Эстебан Мурильо
«Непорочное зачатие»

 

 

Итальянское искусство XIV—XVIII вв.


Испанская живопись XVI—XVII вв.


Немецкое искусство XVI-XIX вв.


Нидерландское искусство XV—XVII вв.


Французская живопись XVII—XVIII вв.


Импрессионисты



Ювелирные изделия в Эрмитаже - Особая кладовая


Произведения искусства Древней Руси VI-XIII вв.


Произведения периода Московского государства (XIV-XVII вв.)


Произведения искусства античного мира

Произведения искусства Востока


 

Главная  | О проекте  | Контакты  | Ссылки

© Все права сохранены. KulturaMira.ru