ВИЛЛЕМ КАЛЬФ

1622-1693

Десерт

1653-54. Холст, масло. 105 X 87,5 см.

Слева внизу: W. Kalf

Виллем Кальф. Десерт / www.kulturamira.ru Виллем Кальф — один из крупнейших голландских живописцев XVII столетия. Большое сходство ранних работ художника с картинами Франсуа Рейкхальса дает основание предположить, что Кальф был его учеником. Однако решающим в формировании мастера оказалось влияние Рембрандта. Начиная с 1653 года, когда Кальф поселился в Амстердаме и смог ближе познакомиться с произведениями своего великого земляка, богатство светотени, сочность и глубина как бы изнутри светящихся красок и горячий, золотистый рембрандтовский колорит стали отличать все его произведения.

С приездом Кальфа Амстердам получил художника редкого дарования, способного отразить в натюрморте изобилие и богатство крупнейшего торгового центра Европы. Кальф выбирал для своих картин самые изысканные предметы амстердамских рынков — восточные ковры, китайский фарфор, венецианское стекло и экзотические фрукты. Прибавляя к ним великолепные голландские изделия из серебра, он создавал редкие по роскоши и утонченности предметов натюрморты. Эрмитажное полотно "Десерт" — один из лучших образцов подобных картин. Кальф, обладающий безупречным вкусом, избегает помпезности. Богатство его натюрмортов — это прежде всего богатство игры светотени и пламенеющего изнутри цвета. В жарком горении красок предметы как бы вырастают из темного фона картины. Яркий луч света вырывает из полутьмы чашу с фруктами, персик на серебряном подносе и скомканную белую скатерть. Стеклянный и серебряный кубки еще отражают свет, а тонкий бокал-флейта, наполненный вином, почти сливается с фоном.

Кальф не имел себе равных в мастерстве перевода на поэтический язык искусства материальных качеств вещи, в умении видеть живописную сторону предмета. Несомненно, сочный плод с его изобилием оттенков оранжевого и золотистого был ближе сердцу художника, чем серебряное блюдо, на котором он лежит, а смятая белая скатерть, написанная с непревзойденным мастерством, поражает зрителя не менее, чем роскошный восточный ковер под ней.

До поступления в 1915 году в Эрмитаж картина "Десерт" входила в состав коллекции знаменитого русского географа и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского — большого знатока и любителя голландского и фламандского искусства.