www.KulturaMira.ru

 

 

Шедевры Эрмитажа / французские мастера XIV—XVIII веков

ФРАНСУА БУШЕ

1703-1770

Пигмалион и Галатея

Ок. 1766 г. Холст, масло. 230 X 329 см.

Франсуа Буше «Пигмалион и Галатея» / www.kulturamira.ru Французский художник середины XVIII века Франсуа Буше—наиболее талантливый и яркий представитель стиля рококо. Он занимался буквально всем: живописью, гравюрой, миниатюрой, делал рисунки для скульптурных композиций, картоны, по которым на самых известных мануфактурах ткали шпалеры. В живописи он также не оставлял без внимания ни одной области — расписывал стены и потолки, выполнял тончайшие орнаменты на веерах, создавал небольшие картины и театральные декорации, писал пейзажи, портреты, мифологические пастушеские сцены и религиозные композиции. Неудивительно, что французское искусство XVIII века носило отпечаток его таланта. Буше не только имел титул первого художника короля, но был и любимым художником Франции.

Произведения Франсуа Буше высоко ценились в России многочисленными любителями искусства. Его неоднократно приглашали в Петербург, где он мог стать преподавателем Академии художеств. Долгое путешествие и неизвестная страна пугали избалованного художника. Но однажды Буше заколебался: осложнение отношений с парижскими коллегами заставило его подумать о переезде в Россию. Чтобы расположить к себе императрицу и академическое начальство, он в 1766 году прислал в дар Петербургской Академии большую декоративную картину «Пигмалион и Галатея», предназначенную для монтировки в стену или потолок. Довезти ее до Петербурга он поручил Этьену Фальконе, отправлявшемуся в Россию для выполнения памятника Петру I. Дар был принят милостиво, но помирившийся со своими врагами Буше не приехал в Петербург. Картина до 1922 года находилась в Академии художеств, затем была передана в Эрмитаж.

Сюжет произведения заимствован из «Метаморфоз» Овидия. В его стихах рассказывается о скульпторе Пигмалионе, который высек из мрамора прекрасную девушку и влюбился в нее. Венера, вняв мольбам Пигмалиона, вдохнула жизнь в созданную им статую. Момент появления окруженной свитой богини и оживление Галатеи изображает Буше. Ярко и материально написан первый план картины, скульптор и окружающие его работы. Но чувствуется желание художника выявить и второй, «нереальный», план: мастерская в глубине наполнилась серебристыми облаками; на них восседает почти прозрачная, неземная Венера. Мраморная Галатея начинает оживать. Лицо ее розовеет, исчезает застылость, руки вот-вот встрепенутся... Античный миф рассказан художником со свойственными французу XVIII века изяществом и манерностью. Буше, который обычно легко и быстро писал свои полотна, видимо, тщательно разрабатывал композицию этого произведения.

Известно, что на распродаже имущества художника, состоявшейся после его смерти, появился выполненный гризайлью подготовительный эскиз к «Пигмалиону». Картина Буше с ее характерным сюжетом, колоритом и трактовкой образов дает прекрасное представление о декоративной живописи стиля рококо.

предыдущая картина ... следующая картина

 

Итальянское искусство XIV—XVIII вв.


Испанская живопись XVI—XVII вв.


Немецкое искусство XVI-XIX вв.


Нидерландское искусство XV—XVII вв.


Французская живопись XVII—XVIII вв.


Импрессионисты



Ювелирные изделия в Эрмитаже - Особая кладовая


Произведения искусства Древней Руси VI-XIII вв.


Произведения периода Московского государства (XIV-XVII вв.)


Произведения искусства античного мира

Произведения искусства Востока


 

Главная  | О проекте  | Контакты  | Ссылки

© Все права сохранены. KulturaMira.ru