Скифские ювелирные изделия в "зверином" стиле

"Звериный стиль" в древних изделиях возник в Месопотамии еще в бронзовом веке, затем распространился в Причерноморье и степи Средней Азии, где обитали скифы и племена саксов. Изображения священных животных, отдельных частей их тел или в одной композиции нескольких животных сначала были связаны с тотемизмом, но со временем превратились в орнаментальный мотив.

Выдающимися памятниками коллекции Особой кладовой Эрмитажа являются яркие и своеобразные произведения, выполненные в скифском "зверином" стиле: украшения одежды, конской сбруи и оружия, изготовленные преимущественно посредством чеканки или тиснения. На всех вещах изображены животные или мифические чудовища, бывшие объектом почитания местных племен.

Скифские ювелиры изображали животных в различных видах и сочетаниях. Натуралистические фигурки львов, тигров, барсов, лошадей, баранов, горных козлов украшали одежду, оружие, посуду, предметы культа.

Золотая пантера. Келермесский курган / www.kulturamira.ru Золотой олень. Костромской курган / www.kulturamira.ru

К самым замечательным творениям принадлежат "Костромской олень" и "Келермесская пантера". Под таким названием вошли в науку две крупные золотые бляхи, найденные в кубанских курганах начала шестого столетия до н. э. Обе пластины, выполненные в высоком рельефе чеканом с оборота, некогда украшали боевые щиты или гориты знатных воинов.

Необычайно правдивые, полные внутренней экспрессии фигурки животных искусно обобщены. Моделировка их, где большими резко отчлененными плоскостями выделены только основные части тела, отражает приемы резьбы по дереву и кости, широко распространенные в художественном ремесле племен Северного Причерноморья. Оживляемые мягкой светотенью, четкие по контуру изображения объемны и пластичны, в них сочетается стилизация отдельных деталей с жизненной достоверностью, характерные для раннескифского искусства. Орнаментальная трактовка отдельных деталей, а также цветная инкрустация придают декоративность этим совершенным произведениям торевтики. Их по праву можно причислить к лучшим образцам прикладного искусства древнейших эпох.

Золотой олень мог бы служить символом кочевого мира. Древний ювелир изобразил его в странной позе - с подогнутыми ногами и гордо поднятой головой. В небольшой фигурке выражены одновременно порыв, стремление к свободе, непостоянство и жертвенность, те качества, что присущи кочевым народам.

Найденная в могильнике станицы Келермесской золотая пантера изображена в устрашающем виде - с оскаленной пастью. Фигурка зверя, служившая украшением щита или горита, дана в очень выразительной, напряженной, воинственной позе. Хищно сверкающий взгляд создан искусной инкрустацией цветного драгоценного камня, также перегородчатой инкрустацией выделено ухо животного - треугольные ячейки инкрустированы красным янтарем. Достоверность облика пантеры не снижается из-за того, что на ее хвосте и лапках, чтобы усилить магические свойства изображения, помещены свернувшиеся кольцом кошачьими хищники.

Поясной крючок. Мастюгинский курган / www.kulturamira.ruСо временем "звериный" стиль в скифском искусстве утрачивает реалистические черты. Фигуры зверей теряют свою объемность, становятся плоскими, схематичными и нередко превращаются в замысловатый орнамент. Но при этом всегда сохраняются высокое композиционное мастерство, выразительность. Примером может служить вычурный зооморфный поясной крючок из Мастюгинского кургана.